В Абакане избрали мэра: Finita la commedia

Хроника провинциальных выборов

22 декабря в Абакане выбрали нового мэра. Им стал Алексей Лемин – кандидат от Единой России и представитель так называемой «команды Булакина». Накануне Территориальная избирательная комиссия Абакана объявила выборы состоявшимися и действительными. 

Хроника провинциальных выборов
рисунок Алексея Меринова

Вернемся к двум известным самовыдвиженцам и опытным политикам, которым отказали в регистрации, Валерию Старостину и Олегу Иванову. Ибо они сразу оба заявили, что будут оспаривать решение избирательной комиссии. Явка на выборах в столице Хакасии составила 23,6%. Из внесенных в списки 129. 843 избирателя, участие в выборах приняли 30 646 граждан. При этом голос за Алексея Лемина отдали 26 691 человек или более 87% абаканцев.

Да явка низкая, но это распространенное явление в нашей стране, именно из-за низкой активности электората у нас и отменен порог явки. Напомню, с 2006 года. Однако Лемину и при старых порядках хватило бы, так как в регионе порог составлял раньше 20%. То есть выборы можно назвать успешными. Только почему-то абаканцы и жители всех Хакасии уже два дня активно обсуждают их в соцсети, страсти не утихают.

Ну, еще бы, удивляться, на самом деле, есть чему. Ведь Лемин превзошел в результатах самого Николая Генриховича Булакина, за которого в 2018 году отдали голоса более 77,5% горожан. Правда и явка была более 35%, но все, кто живет в Абакане, понимают, что значило выдвигать свою кандидатуру рядом с Булакиным. 

Кто эти люди

Кстати, о кандидатах. Вначале на выборы их заявилось 13. Девять из них самовыдвиженцами. Однако подписи граждан смогли собрать только четверо. Итак, к моменту регистрации с дистанции сошли не только пять самовыдвиженцев, но и два кандидата партийных - Сергей Ербягин от партии Зеленые и кандидат всероссийской политической партии «Родина» Василий Хабаров.

Итого, на момент подачи регистрации, кандидатов осталось шесть. Это Алексей Лемин, Владимир Молчанов от ЛДПР, и четыре самовыдвиженца. Двое из них люди в Хакасии известные оба депутаты Верховного совета, оба председатели профильных комитетов в парламенте и оба политики с опытом – Олег Иванов и Валерий Старостин. Не мудрено, что подписи они собрали. 

Но вот так ли уж нам неизвестны еще два самовыдвиженца – бизнесмены Василий Мельцер и Иван Аксенов. Давайте посмотрим данные о выборах в Абакане в 2018 году. Василий Мельцер был там самовыдвиженцем. Иван Аксенов тоже, но в выборах не участвовал, как утративший статус кандидата. 

То есть, два года подряд  эти кандидаты пытаются возглавить город.  В этом году эти кандидаты набирают без проблем подписи избирателей и идут при этом на выборы с избирательным фондом в 5 тысяч рублей, и это против 3,5 миллионов кандидата Лемина. Их благополучно регистрируют. 

Уж очень эта история попахивает выборными технологиями. И самовыдвиженцы есть: вот они, достойные амбициозные горожане, и люди им доверяют, ну раз подписи ставят. Но в итоге кандидаты такие, опасности не представляют, так как широко известны только в узких кругах. 

Однако людям опытным и известным в республике – Иванову и Старостину в регистрации отказывают. Оказалось, у них в подписных листах не все качественное, а поэтому не все и количественное. Но об этом попозже.

Это вам не министров лайкать

История с самовыдвиженцами, которых из девяти остается только два, конечно требует особого внимания. Один из них, красноярский кандидат Александр Догадкин подробно описывал каждый свой шаг, если почитать его заметки в соцсетях, то станет понятно, почему так трудно у нас в стране собирать подписи граждан. «Finita la commedia» - написал Догадкин за три дня до сдачи документов на регистрацию: друзья, к моему глубокому сожалению, вынужден сообщить, что мне не удалось собрать подписи. Собрано менее 1/3. Он рассказал также, что договорился собрать недостающие подписи в одном из торговых центров, но ему сказали, что был звонок из администрации, в котором рекомендовали не пускать его. Угадайте, кто звонил, - спрашивал Догадкин. 

Ну, вернемся к подписям, которые очень трудно собирать самовыдвиженцам. Причин тому много. Одна из них политическая неграмотность потенциального избирателя. Многие считают, что ставя свои данные в подписном листе, они уже голосуют за кандидата. На самом деле, любой абаканец на прошедших выборах мог расписаться в листах всех самовыдвиженцев, а проголосовать за любого кандидата. Именно таким образом на выборах обеспечивается сам выбор. Только вот нужен ли он горожанам при такой явке?

И здесь не могу удержаться от маленькой иллюстрации. Именно в начале ноября, когда активно выдвигались на выборы кандидаты, на сайте газеты «Хакасия» шло голосование, там выбирали народного министра. Эх, и явили граждане активность! Сами посудите, Только один народный министр имущественных и земельных отношений Евгений Тарасов набрал шесть тысяч голосов, а вице-народный – министр спорта Владимир Кретов пять с половиной тысяч. А если сложить все лайки за всех министров, то это в разы больше, чем нужно было набрать голосов всем самовыдвиженцам. Может в России принять закон о выборных лайках? 

Суди их суд праведный

Вернемся к двум известным самовыдвиженцам и опытным политикам, которым отказали в регистрации, Валерию Старостину и Олегу Иванову. Ибо они сразу оба заявили, что будут оспаривать решение избирательной комиссии. 

Заседание по иску Валерия Старостина состоялось в Абаканском городском суде 10 декабря. Как рассказывал сам Старостин, избирательная комиссия представила заключение почерковеда, где эксперт пришел к выводу, что, некоторое количество подписей сделаны не теми, кто в данных указан. Примечательно, что заключение было сделано накануне, а вот избирательная комиссия пришла к такому же выводу около двух недель назад. При таком то ценном опыте и на экспертов тратиться не стоит. Но главное, в коридоре суда толпилось 15 свидетелей Старостина, которые пришли дать показания, что расписывались в листах лично они. Однако судья выслушивать людей не стал. 

Суд по иску Олега Иванова состоялся в Абаканском городском суде 13 декабря. Стоит отметить, Иванову для регистрации нужно было собрать минимум 649 подписей. Он же представил возможный максимум – 713. После того, как ТИК забраковал 44, у самовыдвиженца оставалось их все равно с запасом. Однако внезапно в избирательную комиссию поступают 27 заявлений от подписантов, которые сообщают, что не оставляли своих данных в листах у Иванова. Абаканский городской суд в суде Иванову отказал. Это же решение позже оставил без изменений Верховный суд Хакасии.

Вот это поворот

Однако неожиданно ровно за сутки до выборов Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерово признал незаконным решение и городского суда, и Верховного суда Хакасии. На заседании в Кузбассе были представители ТИК, однако вечером 21 декабря ее председатель Маргарита Лавриненко сообщила, что выборы состоятся по графику, и включать Иванова в бюллетени они не будут. Так и сделали. Но поскольку получили на руки решение суда, собрали заседание комиссии прямо во время выборов. Чего решали там непонятно, потому что, наверняка, есть же в ТИК Абакана юристы, которые не могли трактовать решение высшей судебной инстанции не иначе, как его можно трактовать по закону.

Царь то не настоящий

Накануне адвокат Олега Иванова Владимир Дворяк рассказал ИА «Хакасия», что мотивировочная часть решения Восьмого кассационного суда получено. И ее трактовать можно только однозначно: Иванову незаконно отказали в регистрации в ТИКе. Достоверных подписей у него хватало, суд признал таковыми 685, при норме 649. А это значит, что Иванов может требовать признать результаты выборов незаконными. 

Иванов уже обратился в прокуратуру, и лично к председателю ЦИК Элле Панфиловой, и просит признать выборы недействительными. Чем закончится эта история, станет известно совсем скоро. Но нельзя не заметить, что незаконные решения в этой истории принимали не только в ТИКе, а напомню, еще в двух судебных инстанциях Хакасии. И история эта поучительна даже в том случае, если ничего не изменится. Может в следующий раз, перед тем как принимать заведомо незаконные решения в комиссии задумаются. 

Сознательные граждане и кухонные политологи

Несколько дней после выборов страсти в соцсетях по этому событию не утихают. Никто не сомневается, что явка была низкая, но многие сомневаются в том, что она была даже такая. «Я пришла на участок, а там пусто, какие 26 тысяч за Лемина проголосовали, может 260?», - написала в Одноклассниках одна из жительниц Абакана. 

С ней яро спорит другая, уверяя, что там, где она голосовала, много народу было. В общем, нет равнодушия в соцсетях. Но вот что странно, активно ведут себя в сетях очень многие, но на избирательные участки не идут. А что изменится, - считают они. И у них есть повод так считать, на примере истории самовыдвиженца Олега Иванова. И на примере Старостина, и на примере Догадкина. Но если в случае последних двух это мое субъективное мнение, то в первом случае, слов из песни, вернее, из решения суда, уже не выкинешь. 

Вранье, как принцип

Накануне генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, комментируя прошедшие в регионах 22 декабря выборы, высказал мнение, что они показали провал оппозиции и успех Единой России. Он считает, что оппозиция недооценила принципы ЕР, так импонирующие россиянам. 

Уважаемый, Дмитрий Анатольевич, мы не знаем, как там в других регионах, но в Абакане не было оппозиции. Выборы прошли впопыхах, и было сделано все, чтобы один-единственный кандидат был просто обречен на победу, по отношению к остальным. И, да, он от Единой России. Но в Абакане у нас выборы нам показали очень странные принципы и Территориальной избирательной комиссии, и тех, кто бесконечно включал административный ресурс, и даже местных судов. 

А ваше заявление, что против единоросса Лемина руководство региона вело очень мощную кампанию, продвигая интересы КПРФ, говорит только о том, что принципы странные и у вас. Потому что КПРФ совсем не участвовало в этих выборах, уважаемый политолог. 

 

 

 

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру