Муниципалитеты Хакасии держат в черном теле при профицитном бюджете

Продуманная стратегия или ложные приоритеты Минфина

29.12.2019 в 19:18, просмотров: 1073

На минувшей неделе в Хакасии произошло забавное событие. И даже не одно. Но выстроить логическую цепочку никак не получается. То, что в Хакасии бюджет, оказывается,  профицитный, сомнению не подлежит. Слишком уж солидный источник утверждает это официально.

Муниципалитеты Хакасии держат в черном теле при профицитном бюджете
Фото с сайта forexdengi.com

Остается непонятным и даже абсурдным только одно: отчего так плохи дела в муниципалитетах Хакасии, вынужденных не только жить в экстремальных условиях с заблокированными счетами и в долгах по всем социальным гарантиям перед населением, но и обреченных принимать неполноценные бюджеты на 7-8 месяцев на 2020 год? 

Итак, 26 декабря в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Хакасии» пришел официальный ответ из Минфина России  за подписью директора Департамента межбюджетных отношений Ларисы Ерошкиной. Ответ на запрос Абрека Челтыгмашева- главы Аскизского района, руководителя Ассоциации, который попросил о финансовой помощи муниципалам республики министра финансов России Антона Силуанова, председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова и депутата Госдумы от Хакасии Надежду Максимову. Деньги необходимы на разблокировку счетов МО для оплаты услуг ЖКХ, на выплату зарплаты бюджетникам, на закупки топлива для котельных и другие неотложные нужды. 
 
-"Обращаюсь для того, чтобы вы обратили внимание на очень сложное финансовое положение Хакасии. Это связано, прежде всего, с тем, что у нас есть проблемы по оплате жилищно-коммунальных услуг. У нас практически на 80% заблокированы расчетные счета в муниципальных образованиях. Есть очень серьезные проблемы по расчету с энергетиками, приобретению угля, выдаче заработной платы. Прошу вас обратить внимание на наше положение и оказать финансовую помощь", - сказал Абрек Челтыгмашев 17 ноября.
Добавим, что впоследствии Ассоциация муниципалитетов республики отправила обращение о бедственном положении территорий на имя главы Хакасии Валентина Коновалова, полпреда президента в СФО Сергея Меняйло и на имя самого президента России Владимира Путина.

Ответ Минфина РФ практически незамедлительно последовал. Весь текст этого пространного документа приводить, пожалуй, нет смысла. Скажем лишь, что в письме Минфина России финансовая ситуация республики Хакасия на весь прошедший год разложена, что называется, по полочкам- с цифрами, сравнениями с аналогичным периодом и, соответственно, выводом. Другими словами, Абреку Васильевичу ответили, что в Хакасии все в порядке и очень подробно и аргументированно рассказали мятежному главе Ассоциации Челтыгмашеву о том, как правительство Хакасии должно эффективно и рационально распоряжаться средствами, как оказалось неожиданно для всех, профицитного бюджета республики!?

В письме пишется, что Минфин РФ отмечает устойчивое исполнение бюджета региона, что по данным оперативного отчета, налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета РХ за 11 месяцев 2019 года поступили в сумме 31 778 млн рублей или с ростом 8% к аналогичному периоду 2018 года без учета разовых поступлений по налогу на доходы физических лиц, поступивших в 2018 году, что  «бюджет Хакасии исполнен с профицитом в сумме 528 млн рублей. Остатки средств на счетах бюджета увеличились по сравнению с началом года на 787 млн рублей и составил 1 174 млн рублей».


 
И это ответ не просто, как часто говорят, «разжиревших» московских чиновников, это серьезный аналитический документ, основанный на приходящих в Минфин России финансовых отчетах по исполнению бюджета аккурат из правительства Хакасии и финансовых учреждений республики! 


 
Вот это да! Ведь если все так, то сам собой напрашивается вывод, что финансовые дела в Хакасии идут для Москвы очень даже неплохо, но,  в том числе, и за счет муниципалитетов республики, которые находятся в конце уходящего 2019 года в весьма и весьма плачевном состоянии.
 
Дошло до того, что в отдельных из них депутаты райсоветов отказываются принимать неполноценные бюджеты на предстоящий год. Так произошло, например, в Аскизском районе. На бюджетной сессии присутствовали 22 депутата. Против представленного проекта бюджета Аскизского района проголосовали 21 человек из 22-х . Ранее глава района Абрек Челтыгмашев говорил, что бюджет аскизские  депутаты примут только в том случае, если Минфин Хакасии гарантийным письмом подтвердит, что району к бюджету 2020 года гарантированно добавят 50 млн рублей. Но гарантий не последовало. В результате бюджет района не принят. 
 
И это происходит на фоне таких событий, когда по информации республиканских СМИ приближенным к губернатору Хакасии Валентину Коновалову чиновникам, причем, чиновникам-варягам, бывшим заместителям главы Хакасии Богдану Павленко и Константину Харисову, а также первому заместителю руководителя Администрации губернатора Анне Сыревич , при расчете выплачены так называемые «золотые парашюты»- пособия в сумме более миллиона рублей каждому. Проверкой законности этого факта сейчас занимаются депутаты Верховного Совета и Прокуратура РХ.
 
Кроме того, нашумевшая в СМИ история с принятием на сессии СВ РХ закона о 70% надбавках к окладам для чиновников-юристов из числа хакасской власти, а их там пруд пруди. Этот закон впоследствии опротестован  прокуратурой РХ в связи с его противоречием федеральному законодательству, которым четко определена не только структура денежного содержания гражданского служащего, но и состав дополнительных выплат. Примеры подобной расточительности хакасской власти  можно продолжать. 
 
Но главное то, что финансовая ситуация в хакасских муниципалитетах остается крайне сложной, и те деньги, которые выделены минфином от суммы федеральных вливаний за последние пару недель, помогли муниципалитетам решить лишь небольшую часть проблем. Например, только Аскизскому району для того, чтобы, как говорится, более-менее прилично «закрыть год», необходимо 550 млн рублей до наступления 2020 года, из которых 152 млн кредиторская задолженность. У кредиторов уже лопается терпение они отказываются работать с районом и готовы обратиться в суд. А кредиторку необходимо учитывать,  иначе она будет взыскана через суд и гарантии на 8,5 месяцев в бюджете Аскизского района на 2020 год автоматически сократятся до пяти. В ряде муниципалитетов региона дела обстоят ничем не лучше.
 
 Муниципальные чиновники, имеющие большой опыт в вопросе формирования бюджета на местах удивляются всему происходящему и в ответ только разводят руками. Вот как прокомментировал ситуацию в Аскизском районе  заместитель главы Александр Челтыгмашев:
 
«Бюджет района не принят на бюджетной сессии, потому что он не сбалансирован. Судя по письму из Минфина России получается, что в бюджете Хакасии все нормально, у них все сбалансировано на 12 месяцев, как положено, а муниципалитеты республики бедствуют и имеют гарантии не на весь год. Это говорит о неэффективном управлении со стороны республиканской власти в первую очередь. Собираемость у них идет с опережающими темпами, но неизвестно куда и на что расходуются эти деньги.
 
Понимаете, консолидированный бюджет, это когда все бюджеты на местах сбалансированы. К примеру, наш бюджет  сбалансирован не на полный 2020 год, а только на 8,5 месяцев. А дальше потом как быть, чем платить зарплату людям, выполнять социальные гарантии? Мы не можем принять такой бюджет. Тем более, что на публичных слушаниях была принята резолюция, где люди, присутствующие при обсуждении, сказали, что нам такой бюджет не нужен. В этом году они наглядно увидели, что это такое, когда была задержка по зарплате. У нас в районе на бюджетной сессии присутствовал полпред главы Хакасии Иван Мосман. Он все слышал, в курсе наших проблем.
 
А тут читаю в газете «Хакасия» статью Ю. Абумова, что Аскизский район и его глава занимаются популизмом. Вроде умный человек, а такое пишет. О каком популизме речь? Это не популизм, а целенаправленная работа по отстаиванию финансовых интересов района. Это работа проводилась и в 17-м, и в 18-м, и продолжается в 2019 году. Правильно сказал полпред Сергей Иванович Меняйло, что неполноценные бюджеты принимаются незаконно и мы, согласно бюджетному законодательству РФ, такие бюджеты принимать не имеем права. Такую же позицию занимает и Прокуратура РХ.
 
Раньше мы при формировании бюджета вплотную работали с так называемой согласительной комиссией при Верховном Совете республики. Эта комиссия разрешала все недоразумения, выслушивала нас, приходили к общему мнению и не было таких коллизий, как сегодня. Мы отстаивали свои позиции, к нам прислушивались. А сейчас предоставлены сами себе. Без участия какой-либо власти. Все предыдущие губернаторы прислушивались к нам. Сейчас диалог, как таковой, вообще отсутствует. Муниципалитеты оторваны от власти в принципе.
 
Правительство должно регулировать работу по формированию районных бюджетов.И принимать республиканский бюджет необходимо только после того, как сформируются бюджеты снизу. 
 
Проанализировав документ Минфина, я полностью убежден, что бюджет в Хакасии можно было сбалансировать. Об этом также говорил Сергей Меняйло. И время прислушаться к его рекомендации было. Он так и сказал: «время еще есть». Это он сказал 5 декабря, а сессия, на которой бюджет Хакасии был принят, состоялась 11 декабря. Но ничего не произошло. 
 
Сейчас бюджет Аскизского района не принят и в 2020-м мы будем финансироваться по 1/12 по бюджету 2019 года. То, что это ненормальное явление, сомнению не подлежит.
 
А вообще с начала 2020 года уже необходимо приступить к формированию бюджетов 2021 года и в республике, и в муниципалитетах с обязательным учетом мнения и потребностей муниципальных образований, где  и реализуются все федеральные, национальные и региональные программы.
 
Кроме того,  муниципальные образования должны быть финансово обеспечены для исполнения полномочий закрепленных федеральным законом о местном самоуправлении.
 
 И очень некрасиво со стороны карманных правительственных СМИ  выставлять главу Ассоциации муниципалитетов Хакасии, главу Аскизского района  Абрека Челтыгмашева оппортунистом и самым скандальным политиком 2019 года. Он не скандалист. Он просто озвучил проблемы, которые есть у нас в республике, и пытается защитить интересы муниципальных образований РХ».
 
 
Пока никто так и не ответил на вопрос: почему такая ситуация происходит в хакасских муниципалитетах при самодостаточном, по мнению Москвы, профицитном бюджете республики. То, что претензии здесь есть к властям региона,- понятно, но они не собираются это признавать и в буквальном смысле продолжают необъявленную войну, если можно так сказать, с собственными муниципалитетами. А должно быть с точностью до наоборот. Ведь главы муниципальных образований Хакасии - это заместители главы региона на местах. И с кем же еще, если не с ними, необходимо было с самого начала губернатору-коммунисту Коновалову выстроить конструктивные, деловые отношения?
 
Но этого не произошло. Муниципалитеты в республике существуют по остаточному принципу, а правительству очень нравится его собственная работа. Они с усердием хвалили сами себя на последнем в уходящем году заседании правительства и продолжают это делать всуе, что говорит о том, что в республиканской власти идет процесс очень далекий от государственного. Поэтому и логическая цепочка не складывается.