Финансовые привычки формируются гораздо раньше, чем многим кажется. Например, уже с 5–6 лет ребенок начинает интересоваться деньгами, наблюдать за родителями и делать первые выводы. Именно в этом возрасте можно заложить основу осознанного отношения к средствам, рассказала психолог и эксперт-практик Ника Болзан для «МК в Хакасии».
К 10-12 годам многие дети начинают понимать, откуда берутся деньги, как они распределяются в семье и зачем нужен бюджет. В этом возрасте можно вводить первые финансовые инструменты, например, карту, и объяснить как с ней обращаться.
Осознанным отношением к финансам считают умение принимать решения, брать на себя ответственность, отличать желания от потребностей. Это связано с формированием психологической устойчивости, уверенности и стабильного внутреннего состояния, что влияет на уровень психологического благополучия, который во взрослом возрасте становится основой спокойных и зрелых финансовых решений.
Выстроить финансовую грамотность ребенка помогут несколько правил. Его нужно вовлекать в разговоры о бюджете, чтобы увидел, как родители планируют расходы, сравнивают цены и принимают решения.
Также можно использовать метод трех корзин: тратить, копить, делиться. Это поможет научиться управлять средствами. Эксперт советует время от времени обсуждать, что получилось, а что – нет для анализа ситуации.
При этом лучше поддерживать интерес к теме и разнообразить обучение финансовой грамотности приложениями, настольными играми и визуальными табличками. Если ребенок проявил желание, можно рассказать об инвестициях: вложениях, рисках и доходах.
Ранее мы писали, что профессор Цыганов дал советы родителям, как научить детей обращаться с деньгами.