Как правительство Хакасии запускало искусственный вирус

Намедни жители Хакасии узнали, что не только вирусологи умеют создавать вирусы. На прошлой неделе одну из вирусных разработок запустили в правительстве Хакасии. Название у этой заразы «АхУхВау», и похоже, что не смотря на искусственное происхождение, вирус один из самых старых на земле. Однако всё по порядку. 

Как правительство Хакасии запускало искусственный вирус
Изображение с сайта govza.ru

Хакасия – край ахухваутнутый

На прошлой неделе в правительстве состоялась презентация концепции туристического бренда. Как сообщала в прошлую пятницу пресс-служба главы республики, концепция регионального туристского бренда стала главной темой расширенного совещания. 

Разработал туристский бренд для Хакасии московский дизайнер Алексей Дружинин. Он создал графический образ из четырех стихий – воздуха, воды, огня и земли, обрамляющих пятую «стихию»: солнце истории, которая символизирует богатейшее культурное и историческое наследие, - сказано в сообщении. 

Это событие оказалось бы вполне штатным, если бы не слоган нового туристического бренда. Звучит он так: «АхУхВау» Ну, или «Хакасия - это ах! Это ух! Это вау! АхУхВау!» 

В этот же день заместитель главы республики Ирина Войнова написала в Facebook: концепция туристического бренда это не простой значок, это целый комплекс дизайнерских разработок, которые связаны между собой. Замысел подкреплен пакетом методических рекомендаций, которые помогут внедрить его на рынке и монетизировать. Внедрение новой туристической символики начнется уже с понедельника. Ну, то есть, с сегодняшнего дня.

Заметьте, что ни в пресс-релизе правительства, ни в посте Ирины Войновой, об «ахухваухе» нет ни слова. Однако в соцсетях пошло бурное обсуждение. Кому то название «АхУхВау» показалось детским, кому то дурацким, кому-то пошлым, кому то совершенно недопустимым. Акто-то говорил, что пошлый слоган приживётся, потому что кругом вообще много пошлости. В общем, народ бурно не то чтобы обсуждал, а, скорее, возмущался. 

Креатив: Moscow Design Lab

Возмущались люди и самим названием, и тем, что для разработки бренда привлекли не местных рекламщиков, а опять прибегли к услугам варягов. А ведь в Хакасии есть прекрасные специалисты. Впрочем, разве республике к варягам привыкать.

В субботу появилась информация о том, что в создании бренда очень хотел участвовать уроженец Хакасии Денис Кыржинаков. Он давно Санкт-Петербургский дизайнер, на его счету много известных проектов, в том числе и для Хакасии, хорошо знаком с республикой и её колоритом, а главное, он сообщил своим землякам в Абазе, что готов был выполнить работу за чисто символическую сумму. Однако в правительстве решили, что дизайн нужно заказать у москвича, который до того, как начал над дизайном работать, про Хакасию не знал.

Это странное решение. Потому что на заседаниях в правительстве регулярно звучит мысль о стимулировании местной экономики. Торговые сети призывают наполнить прилавки товарами местных производителей, различные учреждения просят заказывать товары для своих нужд тоже у регионального бизнеса, а чем местные рекламщики провинились перед правительством? Почему на них это правило не распространилось? У них такие же семьи, такие же дети, кто-то из толковых дизайнеров, возможно, на время пандемии остался без работы. Почему бы правительству не поддержать их? Потому что захотелось ахухвау? 

Эта история с междометьями напомнила эпизод 2004 года, когда в СМИ появились заголовки «Кондитеры Черногорска будут продавать оргазм» Весть о том, что именно оргазмом хотят назвать на Черногорском пищекомбинате новый сорт вафель, разнеслась по всей стране. Её тоже бурно обсуждали. Но есть существенная разница: Черногорский пищекомбинат тратил на название свои собственные деньги, а не бюджетные. Вафли с названием «Оргазм» в продаже так и не появились. Оно попросту не прошло регистрацию. А здесь, взрослые люди сидели и обсуждали ахухвау? Если оставить в стороне финансовую составляющую, а посмотреть на слоган с точки зрения реализации туристической услуги, то тут вообще масса вопросов.

Если это реклама

Первый: знают ли в правительстве Хакасии, откуда у советского автомобиля «Жигули» появилось второе название «Лада». Чем не устроило первое и кого? Это очень известная история. Название «Жигули» детищу АвтоВАЗа давали всем миром, то есть за него голосовали письмами советские граждане. Русских оно вполне устаивало, но вот когда машину стали экспортировать, западные маркетологи потребовали сменить название, потому что слово Жигули было созвучно со словом жиголо, и для уха иностранного покупателя имело неприятный подтекст, так и появилась «Лада». Вот вы когда на презентации слышали «Ахух вау» неужели слух не резало? 

Авторы проекта позиционируют его, как слоган, рассчитанный на молодую аудиторию. Мол, ахухвах – это молодёжно. Но хотелось бы уточнить, молодежь – это сколько лет в понимании разработчика?  Тинейджеры может на ура воспримут, только денег у них нет. Никак они не смогут повлиять на туристический приток в республику. А разве не эту цель ставит правительство?

Третье: разработчик весело утверждает: «Хакасия это ах, ух и вау». А теперь ставим вместо Хакасии любое слово. Например, колбаса.  Поменялся ли смысл? Да не поменялся! А это значит, что слоган безлик. Задача рекламы отразить отличие продукта, то есть, нужно такое название и слоган, чтобы человеку захотелось взять билеты именно до Абакана, именно сюда приехать. И это основная задача рекламы, все остальное от лукавого. И с ней разработчик не справился. То есть, по сути «срубил бабло», не выполнив работу. Везет вам, республиканское правительство, на разных «ответственных подрядчиков».

Обманули дурака на четыре кулака

Кто-то, читая этот материал, может сказать, что редакция «МК в Хакасии» поздно спохватилась. Ведь уже в субботу появилась еще одна публикация Ирины Ивановны Войновой в соцсетях. Она написала, что «АхУхВау» - это вирусная версия, и Ирина Ивановна не ожидал, что вирус воспримут так серьёзно. На самом деле, правительство просто тестировало разработку. А опрос в фокус-группах не показал бы такой убедительной реакции. В результате, теперь понятно, что никто из экспертов не высказался против цвето-графического комплекса. И практически сто процентов  экспертов резко отторгли текстовую составляющую – слоган, - написано у заместителя главы Хакасии в Facebook.

Ирина Ивановна, вы серьёзно? Вы специально попросили разработчиков создать вирусную версию? А зачем? Почему сразу нельзя было поставить задачу чтобы «наполнение нашего рассказа о республике было красивым, глубоким, серьезным, ярким, древним, суровым, но добрым» и вот потом эти варианты тестировать? 

Зачем нужно было «веревкой море морщить», ну зачем? Ведь и так понятно, что это будет очередной информационный скандал, очередная возможность для всех, кто пользуется любым поводом задеть правительство. А тут такой ахухвау. 

Если верить вам, то выглядит все это странно. А если честно, то выглядит это так, как будто, вы, отсмотрев реакцию людей, просто решили написать правильную, дипломатически выверенную речь. Вот на это больше похоже. А если это все же правда, в следующий раз, прежде чем запускать вирус, подумайте. Республике хватит и одного коронавируса. 

Лайфхак для разработчика

Уважаемые дизайнеры, копирайтеры и прочие креаторы, придумавшие шедевральный слоган. Не знаю, читали ли вы того же Дэвида Огилви, который предостерегал копирайтеров не поддаваться соблазну развлекать публику.  Известна ли вам другая цитата: «У клоунов не покупают».

Но с таким подходом, не грызите перья в следующий раз. Называйте бренд словом из четырех букв, из которых никогда не сложить слово вечность. С ним и слоганы все хорошо лепятся: «А не поехать ли нам в жо..? А поехали!»