Хакасия снова сможет заключить договор о гарантированных объемах вывоза угольной продукции на экспорт в восточном направлении так же, как он вывозится с Кузбасса.
Как сообщает «Ъ», после совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова, посвященному проблеме вывозу угля, составлен список поручений. В частности, к 26 ноября Минтранс РФ, РЖД и правительства Хакасии и Бурятии (у которой тоже снизились объемы) должны были подготовить предложения по обеспечению вывоза из регионов угля на экспорт в восточном направлении. Объем должен составлять не менее среднего за 2018-2020 годы.
Фактический вывоз угля на восток из Хакасии в 2020 году составил 11,4 млн тонн. Среднегодовое значение за 2018–2020 годы составит около 9,1 млн тонн.
Напомним, в сентябре глава Хакасии Валентин Коновалов встречался с вице-премьером Викторией Абрамченко. Разговор шел о том, что в 2021 году РЖД существенно ограничило лимиты вывоза угля на Восток для Хакасии, отдав предпочтение Кузбассу. Цена на уголь поднялась, есть спрос, но вывозить мы уголь не можем. Республика несет убытки, – пояснял губернатор.
По данным «Ъ», за десять месяцев Хакасия сократила погрузку на экспорт в восточном направлении на 50,4%, до 5 млн тонн угля. Отгрузки из Хакасии на восток угля марки Д в третьем квартале этого года упали на 70%. Бурятия в том же направлении погрузила 5,5 млн тонн, потеряв к тому же периоду 2020 года 33,8% объемов. Кузбасс поставил 43 миллиона тонн угля, однако тоже потеряв в объемах на 2,4%.
Как полагают некоторые эксперты, Хакасия и Бурятия теряют объемы перевозки еще и по той причине, что через них проходит большой транзит кемеровского угля.
Ситуацию прокомментировал 19rus.info министр экономического развития Хакасии Виктор Богушевич:
«Пиковые цены на уголь к сожалению упущены. Когда цена росла до 220-230 долларов за тонну, Хакасия уголь вывозить не могла. Сейчас цена снова упала до 158 долларов. Будет хорошо, если в декабре мы вывезем на Восток хотя бы в объеме декабря прошлого года.
Чтобы решить проблему поставок в прежних объемах, глава Хакасии ездил на совещание в Москву, где были представители РЖД и Минтранса, потом я ездил в Минэнерго и Минтранс. Много вопросов относительно прозрачности распределение лимитов у ФАС. Там до сих пор не понимают, как их распределяют, как и мы. РЖД пыталось говорить, что наши угольные компании не заявляются на вывоз, но это совсем не так, заявки подаются, и их много.
Сегодня работа, которая проводилась с июня, дала свой результат, первый вице-премьер Белоусов принял определенное решение. Не совсем то, что мы хотели. Считаем, что 18 год нельзя брать в приоритете. Мы хотели, чтобы это был 19-20 годы, тогда вывозилось 1 млн тонн больше на восток. Надеемся, что нам с декабря хотя бы дадут вывезти еще 3 с половиной млн тонны угля, это даст дополнительные налоговые поступления в бюджет».
Богушевич отметил также, что необходимо сделать так, чтобы распределения на вывозку угля были прозрачными, и было понятно кто, куда и сколько повезет.
По информации «Ъ», Кузбасс – основной производитель и экспортер угля в РФ, вывозит свой уголь по дефицитной инфраструктуре Восточного полигона на особых основаниях. Ему гарантирована квота, составляющая в этом году 53 млн тонн. Распределяется она по особой методике Минэнерго, которая дает определенное преимущество тем, кто в предыдущие месяцы вывозил уголь менее популярными маршрутами. Незыблемость квоты Кузбасса была отдельно подтверждена президентом РФ, который еще и поручил нарастить ее к 2024 году.