Интерес россиян к инвестициям только растет. Об этом говорит и статистика. Если на конец 2020 года число брокерских счетов было на уровне 10,5 миллионов, то на конец сентября текущего года цифра достигла отметки 38,6 миллионов штук.
— Низкая ключевая ставка традиционно стимулирует интерес инвесторов, — рассказал «МК в Хакасии» основатель и генеральный директор инвестиционной платформы Lender Invest Дмитрий Исаков.
Так в первой половине 2021 и 2023 годов, а также во второй половине 2022-го ставка была на минимальных значениях. Это побуждало инвесторов искать лучшие варианты вложений, поэтому наиболее логичным шагом было открытие брокерского счета и выход на фондовый и долговые рынки.
Санкции, блокировки активов за рубежом в свою очередь запустили тренд возврата капиталов обратно в страну. В результате капитал искал точки приложения на инвестиционном рынке нашей страны.
— Да и масштабная цифровизация делает свое дело. Покупка акций становится таким же легким делом, как перевод по номеру телефону. Это в свою очередь укореняет в сознании инвестора парадигма, что инвестиции — это просто, — пояснил эксперт.
— Как выросли ожидания и требования к премиальному обслуживанию среди состоятельных клиентов?
— Состоятельные клиенты представляют особую категорию инвесторов, поэтому подходы к работе с ними всегда более динамичные. Брокерам важно оперативно реагировать на запросы премиального обслуживания.
Сегодня очевиден сдвиг в сторону управления благосостоянием. Услуга доверенного советника объединяет принцип «одного окна»: клиент получает не только широкий набор индивидуальных инструментов для инвестирования — как традиционных, так и альтернативных, — но и возможность воспользоваться налоговым или наследственным консультированием.
Расширение инфраструктуры для премиальных клиентов естественным образом стимулирует и их приток. Так, по данным Frank RG, только за 2025 год:
число клиентов на инвестиционном рынке с капиталом более 100 миллионов рублей выросло на 29%; объем капиталов в премиальном сегменте увеличился на 25% — до 21,4 триллионов рублей.
Причем, по нашим оценкам, не менее половины капиталов приходится на обслуживание в рамках Family Office.
— Какие инструменты и отрасли российского фондового рынка сегодня наиболее привлекательны для инвестирования?
— Спрос на инвестиционные инструменты сегодня зависит только от двух факторов: первого — геополитического аспекта, второго — ключевой ставки.
Фондовый рынок в целом на текущий момент в краткосрочной перспективе (с горизонтом ближайшего года) не выглядит интересным. Стимулов для роста просто нет: ставка высока (средняя ставка в текущем году — 19,2%). Прогнозируемая средняя ставка в следующем году на уровне 14-15% — очевидно, что это много для нашей экономики. А геополитика без конкретных официальных соглашений остается лишь триггером волатильности на рынке.
Но, имея больший горизонт планирования (3–5 лет), текущее снижение рынка — это скорее возможность для покупки подешевевших активов. Здесь интересно выглядит финансовый сектор. «Сбер», «Банк Санкт‑Петербург», «Т‑Технологии» демонстрируют отличную рентабельность. Перспективы выплат дивидендов достаточно высоки. К тому же среднесрочно сектор выглядит бенефициаром от текущей макрополитики.
Лучше текущего рынка смотрятся акции компаний «Мать и дитя» и «Европейский медицинский центр». Они даже в условиях геополитической напряженности и сложной экономической ситуации способны показать стабильный рост — за счет премиального сегмента обслуживания и уникального продукта.
Инструмент, который однозначно должен быть в портфеле любого инвестора, — это ОФЗ, да и в целом долговые бумаги. Снижение ключевой ставки обеспечит прогнозируемая доходность таких инструментов — на уровне 25−30% в следующем году, практически без риска.
Компании корпоративного сектора готовы предложить высокую купонную доходность. В зависимости от кредитного качества купонами можно получить от 17 до 23%. Причем такую доходность можно зафиксировать на ближайшие 2–3 года.
— Насколько актуальны инвестиции в искусство, алкоголь и драгоценности для высокодоходных инвесторов в текущем году?
— Мировой спрос на инвестиции в тренде роста. Так, за прошлый год рынок вырос, достигнув $57,5 миллиардов. В нашей стране объемы, конечно, меньше, но динамика позитивная: за 2024 год рынок установил рекорд в $50,3 миллионов.
И это не случайность — альтернативные инвестиции способны показывать стабильный прирост дохода вне зависимости от экономических или политических потрясений. Но у них есть одна особенность — это исключительно долгосрочный и зачастую эксклюзивный актив. Вкладывать в такие инструменты можно на срок от 10 лет и более. В портфелях инвесторов такие активы традиционно занимают от 5 до 10%.
При этом успех в данном сегменте во многом зависит от двух факторов: качества входной экспертизы и соблюдения условий хранения активов. Если допустить ошибку на каком‑либо из этих этапов, инвестиции могут существенно потерять в цене.
— От каких факторов зависят инвестиционные предпочтения клиентов в России в следующем году?
— Следующий год пройдет под влиянием трендов текущего года. А значит, в фокусе останутся геополитика и ключевая ставка. Геополитика сработает на рост в том случае, если удастся достичь прорыва. Под прорывом мы понимаем подписание официального документа. В этом случае акции вырастут в среднем на 20–30 %. Но самое главное — в этом случае можно рассчитывать на формирование долгосрочного тренда на рост фондовых активов.
В противном случае текущая коррекция продолжится. Это приведет к тому, что мы увидим отметки в 2200 и 2000 пунктов по ММВБ.
Ключевая ставка продолжит снижаться. Это значит, что долговой рынок по‑прежнему остается в фокусе. Ставка на длинные ОФЗ и корпоративные облигации — способна принести доход в диапазоне 25–30%. При этом по мере снижения ключевой ставки тенденция перетока капиталов из депозитов в активы долгового рынка будет только усиливаться.
Альтернативные инвестиционные инструменты продолжат набирать популярность. Основной причиной роста спроса на них является их невосприимчивость к геополитическим заявлениям и высокая доходность. В качестве ключевых инструментов мы выделяем: краудлендинг, Pre‑IPO, золото. Доля портфеля, отводимая на такие инструменты, может достигать 20%.