Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда его слова будто бы улетают в пустоту. Взрослый повторяет просьбу, повышает голос, но ребенок упорно продолжает заниматься своими делами, не реагируя ни на что, рассказала клинический психолог Анастасия Соколова для «МК в Хакасии».
Зачастую это не проявление вредности или неуважения, а следствие разрыва в коммуникации, «разных скоростей» и ритмов жизни взрослого и ребенка.
«Для ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, игра является ведущей деятельностью, а не вовсе развлечением, как могут предполагать родители. Это его работа, его реальность. Когда он строит замок из кубиков или сражается с виртуальными монстрами, его мозг полностью сконцентрирован на этом процессе. Ваше «иди ужинать» для него звучит как белый шум, потому что его сознание занято решением куда более важной задачи», - отметила эксперт.
Также причиной такой отстраненности может быть развивающийся детский мозг. Лобные доли, которые отвечают за контроль импульсов, переключение внимания и самоконтроль, полностью созревают только к 20-25 годам. Ребенку физически сложно быстро «переключиться» с интересного занятия на скучное дело.
Кроме того, если родитель произносит для ребенка длинную тираду, оперативная память малыша не справляется. Он слышит шум, но не может выделить главное и последовательность действий. Мозг включает защиту под названием «игнорирование».
При этом, когда общение с родителями в большей части связано с упреками, приказами и криками, малыш бессознательно начинает выстраивать «психологическую броню». Ему больно слушать, поэтому он учится «не слышать», что является механизмом психологической самозащиты.
Ранее мы писали, что застенчивость ребенка может стать барьером в общении.