Ребенок не рождается с синдромом отличника. Он «зарабатывает» его в процесс взросления. Его корни почти всегда уходят в ту среду, где растет и развивается ребенок – в его семью и школу. Роль родителей часто является ключевой.
«Чаще всего мы, взрослые, сами того не замечая, взращиваем в детях этот синдром. Вспомните, как мы обычно реагируем, когда ребенок, например, приносит пятерку — мы его хвалим и радуемся. Если четверку, то говорим «хорошо», но уже без восторга, а из-за тройки расстраиваемся или ругаем», — рассказала «МК в Хакасии» основатель и руководитель франшизы и сети образовательных центров «Полиглотики» и «Футуриум» Елена Иванова.
Эксперт отметила, что ребенок быстро понимает: чтобы его любили, нужно быть идеальным. А еще взрослые постоянно сравнивают: «Смотри, как Маша хорошо учится!» или «Вот я в твои годы...». Знакомо?
Влияние школы также нельзя сбрасывать со счетов. Давление со стороны учителя, который акцентирует внимание только на оценках, а не на прогрессе, запугивает сложными экзаменами или противопоставляет детей друг другу, может стать мощным катализатором для развития синдрома, который может быть опасен для неокрепшей психики ребенка.
«Представьте, каково это всегда быть под прессом. Просыпаться с мыслью «надо быть лучшим», бояться сделать ошибку, завидовать успехам одноклассников и постоянно чувствовать, что ты недостаточно хорош. Это же настоящая пытка для детской психики!» — уверена Елена Иванова.
Постоянный стресс и тревожность выливаются в проблемы со сном, нервозность, а иногда и в панические атаки. Организм просто не выдерживает такого напряжения.
Усталость становится постоянной спутницей, потому что быть идеальным — невероятно тяжелый труд. Представьте марафон без финишной черты: рано или поздно силы заканчиваются, наступает полное эмоциональное опустошение.
Одиночество становится выбором поневоле. Когда все вокруг соперники, сложно заводить друзей. Страх ошибки парализует. «Либо идеально, либо никак» — эта установка мешает пробовать новое, браться за сложные задачи.
Исчезает радость от самого процесса. Учеба, увлечения, даже собственные победы перестают приносить удовольствие. Все превращается в тяжелую работу по завоеванию оценок.
«Ребенок с «синдромом отличника» платит слишком высокую цену за свои успехи — своим здоровьем, отношениями с друзьями и самой радостью жизни», — уверена эксперт.
Она посоветовала родителям перестать обращать внимание на оценки. Вместо «Что получил?» спрашивать: «Что нового узнал сегодня? Что было интересного?» Вы удивитесь, как изменится ребенок. Также Елена Иванова рекомендовала разрешить детям быть неидеальными. Скажите прямо: «Знаешь, я тоже часто ошибаюсь. Это нормально!» Поделитесь своими неудачами — это поможет снять напряжение.
«Любите просто так. Обнимайте, целуйте, говорите «я тебя люблю» не только когда у него все хорошо. Особенно важна ваша поддержка в трудные моменты», — подчеркнула Иванова.
Также помогите ребенку найти то, что будет его расслаблять. Танцы, рисование, футбол — любое занятие, где нет оценок и можно получать удовольствие от процесса. Обязательно хвалите за старания. Фраза «Я вижу, как ты старался!» будет намного ценнее, чем «Молодец, пятерка!».
Помните, успех в жизни определяется не только и не столько оценками в школьном аттестате. Гораздо важнее воспитать в ребенке здоровую самооценку, любознательность, умение справляться с трудностями и строить гармоничные отношения с окружающими.