Кризис трех лет, своеобразный пик стремления ребенка к самостоятельности, когда он пытается действовать самостоятельно, все дети проходят по-разному в связи с индивидуальностью организации и развитости нервной системы в этом возрасте. И проявления такой модели поведения также разнятся, в зависимости от модели поведения родителей. Как не сойти с ума и помочь ребенку пережить период негативизма? На этот вопрос жителям Хакасии в беседе с нашим изданием ответила доцент Финансового университета при Правительстве РФ Елена Воронова.
«Однозначно, родители должны поддерживать и поощрять проявление самостоятельности в выборе ребенка, помогать в формировании склонностей и предпочтений. Например, необходимо прислушиваться к выбору книги для чтения, совместной игры или времяпровождения», — поясняет Воронова.
Также очень важно хвалить ребенка за стремление к наведению порядка, соблюдению режима дня, самостоятельности в выполнении простых, но обязательных действий (например, самостоятельно одеться, помыть руки перед едой, убрать посуду после обеда).
«Однако многие родители забывают о границах, которые нужно следить при развитии самостоятельности, предпочитают избегать конфликтов с ребенком, поощряя вседозволенность и игнорируя нарушение социальных норм. Разумеется, намного проще остановить истерику в общественном месте, например, с помощью смартфона, не обращая внимания на то, что громкий звук гаджета может мешать окружающим», — предупреждает эксперт.
Каждую конфликтную ситуацию следует проговаривать с ребенком, объясняя ему, что общество живет по правилам, которые следует соблюдать.
По словам Елены Вороновой, зачастую родители предъявляют столько претензий воспитателям в детском саду, что последним проще игнорировать плохое поведение ребенка.
«Хотя педагог является квалифицированным специалистом и может дать совет, как поступить в сложной ситуации, а также посоветовать обратиться к детскому психологу, если в своих стремлениях к самостоятельности ребенок проявляет агрессию по отношению к сверстникам или к взрослым», — заключила собеседник.