Ситуации, когда сотрудника не слышат в коллективе, не редкость. И тому есть ряд объективных причин, которые лучше рассмотреть по категориям, пояснил МК в Хакасии бизнес-тренер Илья Глазырин.
«Первая группа причин связана с самим сотрудником, точнее с его внутренними качествами, особенностями характера: тихий голос, избегание зрительного контакта, закрытые позы – критично все, что выдает неуверенность. Это особенно актуально, когда на работе большая конкуренция и более энергичные коллеги стремятся выйти на первый план», – пояснил эксперт.
Также мешают излишняя эмоциональность, нервозность, когда мысли путаются, а речь выходит сумбурной и бессвязной. Во всех этих случаях важно работать над собой.
Вторая группа причин связана непосредственно с коллективом. Например, в команде есть признанные лидеры, чье мнение выслушивают в первую очередь. Или существует предвзятость – возрастная, гендерная, статусная, когда мнение молодого специалиста или младшего по должности выслушивается в последнюю очередь. Авторитарный стиль управления тоже не предполагает, что голос рядовых сотрудников что-то значит.
Третья группа причин – объективная и связана с культурой компании, ее ценностями. В некоторых организациях, например, не принято оспаривать мнение вышестоящих людей, а сразу выполнять поставленные задачи. Сюда же можно отнести периоды кризиса, когда коммуникации в команде в принципе не получается.
«Какие техники уверенной коммуникации с коллегами и начальством существуют? На самом деле их множество. База – записать все, что необходимо сказать, четко структурировав информацию по методу SCR (Situation-Complication-Resolution)», – пояснил Глазырин.
Первое – фиксируем ситуацию («В данный момент составление отчетности занимает пять часов в неделю»). Второе – обозначаем проблему («Это приводит к задержкам и ошибкам, особенно в конце квартала»). Третье – предлагаем решение («Автоматизировать часть отчета посредством ИИ»). Метод позволяет структурировать речь в понятную цепочку событий для слушателя.
Еще одна эффективная техника называется So What Now («Итак, что теперь?»). Суть ее лаконична: обозначаете проблемную ситуацию и даете рекомендации по ее исправлению.
«Советую использовать «я-высказывание», то есть говорите от своего имени (я считаю, я вижу, у меня есть такой опыт), исключайте слова-сорняки, (мне кажется, я не эксперт, это всего лишь мое мнение), старайтесь смотреть в глаза собеседнику, сидеть прямо, расправив плечи, держа ладони раскрытыми», – считает бизнес-тренер.
Также, по мнению Ильи Глазырина, хороший способ обратить на себя внимание на общем собрании – произнести имя руководителя, сделать небольшую паузу, а потом высказать свою мысль. Например, «Анна Сергеевна (пауза), я хотел бы предложить решение по этому вопросу».
Не забывайте о стратегии тайминга. Иными словами, выбирайте правильное время, чтобы у человека было хотя бы пять минут на обсуждение вопроса. Обязательно говорите на языке выгод. «Этот инструмент поможет на 20% сократить время на обработку отчетов» вместо «Я хочу внедрить новый инструмент». Подключайте союзников – заранее обсуждайте идею с авторитетными коллегами и заручитесь их поддержкой.