Национальные проекты и федеральные программы из года в год, из пятилетки в пятилетку шагают по России, делая лучше жизнь даже в отдаленных регионах. Благодаря нацпроектам местные власти могут строить, ремонтировать и реконструировать то, на что при ином раскладе бюджета в ближайшие лет 10 точно не хватило бы.
Вот и в Хакасии подобные проекты и программы стали той самой соломинкой, за которую всеми руками ухватилось правительство. Единственное, что смущает местных жителей: если повнимательнее вглядеться в паспорта объектов, которые обретают первую (или вторую) жизнь благодаря нацпроекту, окажется, что по многим из них сроки уже сорваны.
«МК в Хакасии» решил проследить, как в республике продвигаются дела по строительству или реконструкции зданий и дорог, на которые в свое время выделялись федеральные деньги. Речь пойдет о Республиканской клинической детской больнице в Абакане, школе на 825 мест в Аскизском районе и автодороге Белый Яр – Бея – Аскиз.
Больница со скелетами в шкафу
Итак, реконструкцию Республиканской клинической детской больницы «с пристройкой для размещения компьютерного томографа» в столице региона затеяли еще во время действия прежнего нацпроекта «Здравоохранение». Сдать больницу должны были еще в августе 2024 года. Такие обещания публиковались на сайте правительства республики.
Тем не менее, прошел почти год, а воз и ныне там: новостей о вводе больницы в эксплуатацию со стороны Минздрава, который ведает всеми медучреждениями региона, не поступало.
На официальный запрос «МК в Хакасии» о состоянии больницы в профильном министерстве, которым руководит Олег Ананьевский, завуалировано ответили: «реконструкцией республиканской детской клинической больницы с пристройкой КГ занимается другое региональное профильное ведомство». Министр здравоохранения указал, что не имеет полномочий комментировать ситуацию, описанную в запросе.
Тем не менее, в республиканском Минздраве уточнили, что весной 2025 года объект все еще не был передан в эксплуатацию. Судя по новостям из телеграм-канала заместителя главы Республики Хакасия Юлии Исмагиловой, не передали объект и летом. 25 июня в правительстве республики провели совещание о ходе реализации нацпроектов. В ходе него стало известно, что сроки сдачи сразу нескольких больниц в регионе перенесли на декабрь.
Для того, чтобы разобраться в причинах такого неторопливого освоения федеральных денег, «МК в Хакасии» направил запрос в республиканский Минстрой. В министерстве, возглавляемом Виталием Пестриковым, редакции ответили: «причинами отставания от графика являются работы, неучтенные в проектной документации, связанные с конструктивными решениями, найденное захоронение человеческих останков, многочисленные упущения в проектных решениях и неучтенные в документации объемы и виды работ». Все это привело «к дополнительным финансовым вложениям».
Вот так «человеческий фактор» (даже если человек уже не жив) способен отодвинуть сроки сдачи такого нужного юным пациентам Абакана объекта.
Школа, в которую ходят прокуроры
Следующая остановка нашего путешествия – школа на 825 мест в Аскизе. Необходимость в строительстве школы здесь стоит остро: сейчас в селе работает только одно общеобразовательное учреждение – Аскизский лицей-интернат им. М.И. Чебодаева. И тот уже переполнен, сообщается на сайте республиканского правительства.
Первоначально строительство новой школы оценили в 630 миллионов рублей. Деньги предполагалось изыскать в федеральном бюджете благодаря государственным программам «Комплексное развитие сельских территорий» и «Развитие образования в Республике Хакасия».
Начало было многообещающим, но вскоре здание начало превращаться из перспективного проекта в обветшалый недострой. Заторможенное строительство даже привлекло внимание республиканской прокуратуры, которая потребовала усилить контроль за работой подрядчика.
Для выяснения подробностей о состоянии объекта «МК в Хакасии» обратился в Минобрнауки республики (его возглавляет Анатолий Бутенко), где по истечении трех недель редакции сообщили, что запрос не получали. Минстрой РХ в запросе проигнорировал блок вопрос, которые касались строительства школы.
В общем, пока луч света-ученья не может пробиться сквозь мрак тайн, окутавший недостроенную школу в Аскизе.
Дорога дальняя
Третьим проблемным объектом оказалось уже вовсе не здание, а трасса Белый Яр – Бея – Аскиз в Алтайском районе. Дорогу по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» начали ремонтировать еще в 2023 году, и до сих пор не могут закончить (хотя согласно контракту завершить работы требовалось за три месяца).
В Минстрое РХ редакции сообщили, что стоимость работ превысила 231 млн рублей.
История стоимости объекта, как следует из ответа на запрос «МК в Хакасии», захватывающая. Сначала подрядчик потребовал увеличить сумму, выделенную на ремонт, из-за плохой проектно-сметной документации. Затем на объекте зафиксировали низкий темп работы, поэтому заказчик решил расторгнуть контракт.
Новый виток истории начался недавно: срок сдачи дороги продлили до 15 августа. Закончится ли дорожная история летом, или жителей республики ждет новый крутой поворот в начале осени, нам остается только гадать.
***
Улучшать жизнь в Хакасии властям действительно трудно. То не хватает денег в республиканском бюджете, то не везет с подрядчиками. Здесь нужно сделать ремарку: найти приличных подрядчиков вообще непросто, если руководство региона годами накапливало долги перед бизнесменами. Председатель Верховного Совета РХ Сергей Сокол указывал на ошибки правительства региона в ходе своего брифинга и называл ужасающую сумму долга: пять миллиардов рублей.
Кроме того, команде Валентина Коновалова часто «не везет» и с подготовкой проектной документации: сначала на это выделяют миллионы рублей, а после всплывают допущенные ошибки, которые приходится исправлять уже по ходу дела. Проблемы стали системой, причем в разных сферах – и в образовании, и в здравоохранении, и в дорожном строительстве.
Завершать федеральные стройки спустя год, а то и больше – тоже задача не из легких, ведь ежегодная инфляция «подъедает» средства и цены ниже не становятся.
По-прежнему остается жалеть самих жителей Хакасии, вынужденных смотреть на обещания региональных властей, а не на новые школы, больницы и дороги.