Гиперактивность – частая проблема, с которой сталкиваются многие современные родители и педагоги. При этом важно понимать, что активность ребенка может быть нормальной стадией развития, а может свидетельствовать о наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
«СДВГ – это неврологическое состояние, которое влияет на способность ребенка концентрироваться, контролировать свои эмоции и регулировать поведение. В отличие от обычной активности, которая часто бывает связана с возрастными особенностями, СДВГ характеризуется стойкими трудностями в учебе, социальных взаимодействиях и повседневной жизни. Это состояние не исчезает с возрастом, а сохраняется, если не принять меры», – пояснила в беседе с журналистом «МК в Хакасии» психолог, эксперт-практик, исследователь, автор собственных методик по работе с психологическими травмами Ника Болзан.
Признаки СДВГ – невозможность сосредоточиться на одной задаче, частая импульсивность, быстрые эмоциональные реакции, неспособность завершить начатые действия. При этом чем раньше поставят диагноз, тем легче начать коррекцию и предотвратить возникновение вторичных проблем, таких как тревожные расстройства и снижение самооценки.
Важно осознать, как СДВГ влияет на психоэмоциональное состояние и самооценку ребенка. Часто нужно работать не только с симптомами расстройства, но и с его глубинными последствиями, включая детские травмы.
«В исследовании 2016 года доказано, что эмоциональная нестабильность при СДВГ часто возникает на фоне травматических событий в детстве. Если они не проработаны, то могут усиливать симптомы СДВГ и мешать процессу адаптации. Понимание этих аспектов важно для того, чтобы правильно подойти к воспитанию ребенка и поддержке его высокого уровня психологического благополучия», – пояснила психолог.
Основная задача в воспитании ребенка с СДВГ – создание предсказуемой и поддерживающей среды. Родители и учителя должны помнить, что дети с этим расстройством не стараются быть «плохими» или «непослушными», они просто испытывают трудности с саморегуляцией. Поэтому первое, что важно усвоить взрослым – это не воспринимать поведение ребенка как манипуляцию или вызов, а понимать его как результат особенностей нервной системы.
Ребенку с СДВГ будет проще, если он живет по распорядку дня или с четкой структурой. Для них важны четкие границы и последовательность действий – это позволяет лучше ориентироваться в повседневной жизни и снижает уровень стресса, что в свою очередь способствует поддержанию психологической устойчивости.
«Таких детей нужно поощрять за усилия, а не только за результаты. Важно поддерживать ребенка, даже если его действия не приводят к идеальному результату. Это помогает снизить уровень тревожности и повысить самооценку», – пояснила Ника Болзан.
Также таких детей нужно обучать методам саморегуляции и расслабления. Успокоиться и сфокусироваться на задаче помогут простые дыхательные практики и упражнения на концентрацию.
«Подвижные и развивающие игры помогают детям развивать внимание и навыки самоконтроля, что способствует укреплению их эмоциональной стабильности», – рассказала психолог.
Ника Болзан уверена, что понимание особенностей ребенка, его потребностей и поддержка на всех этапах развития помогут не только справиться с гиперактивностью, но и выстроить здоровые отношения с окружающими. Каждый ребенок уникален, и его поведение требует индивидуального подхода.
«Родители и педагоги должны помнить, что обеспечение благоприятной среды для ребенка с СДВГ, внимание к его эмоциональному состоянию и развитие навыков саморегуляции – это залог успешного психоэмоционального развития, которое способствует повышению общего уровня психологического благополучия вашего малыша», – дополнила эксперт.