Поступление в первый класс — важный и волнительный этап не только для ребенка, но и для всей семьи. Родители всё чаще задумываются не просто о возрасте, а о психологической и социальной готовности своего чада к учебе. Как сделать этот переход мягким и безболезненным, рассказала эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.
По словам доцента кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Екатерины Андреевой, оценивать готовность ребёнка к школе нужно по целому комплексу параметров, а не только по дате рождения.
«Вопрос готовности ребенка к школе — многогранный и деликатный процесс, требующий внимательного наблюдения и понимания со стороны родителей. Это не просто достижение определенного возраста, а скорее комплексный набор когнитивных, эмоциональных и социальных навыков», — объясняет Андреева.
Она выделяет четыре ключевых аспекта: когнитивную, эмоциональную, социальную и физическую зрелость. Важно, чтобы будущий школьник обладал базовыми знаниями об окружающем мире, умел различать и классифицировать предметы, а главное — проявлял любознательность и желание учиться.
«Важно, чтобы ребенок умел контролировать свои эмоции, решать простые конфликты, обращаться за помощью ко взрослым. В школе ему предстоит соблюдать правила, работать в группе и слушать учителя», — отмечает эксперт.
Родители все чаще откладывают поступление ребёнка в школу до 7–8 лет. Эта тенденция, по мнению Андреевой, связана с осознанным подходом: современные программы требуют от ребёнка не только знаний, но и устойчивости к стрессу.
«Для некоторых детей дополнительный год — шанс развить недостающие навыки. Они могут посещать кружки, заниматься творчеством и укреплять эмоциональную устойчивость. Но если ребенок уже проявляет интерес к учёбе и сверстникам, задержка может сыграть негативную роль», — считает специалист.
По словам Андреевой, даже при полной готовности ребёнка к школе, адаптация — это процесс, который требует внимания и терпения со стороны взрослых. Чтобы облегчить переход к школьной жизни, она советует следующее:
- Формировать позитивное отношение к школе — делиться приятными воспоминаниями, подчеркивать важность образования;
- Соблюдать режим дня — наладить сон, питание и отдых;
- Помогать с домашними заданиями, не выполняя их за ребенка, а направляя и поддерживая;
- Общаться с учителями, быть в курсе успехов и трудностей ребенка;
- Организовывать встречи с одноклассниками вне школы для укрепления дружеских связей;
- Быть терпеливыми и поддерживать ребенка на всём этапе адаптации.
«Главное — любовь, поддержка и понимание. Если ребёнок чувствует себя в безопасности, он легче примет новую роль школьника и будет с радостью учиться», — подытоживает Екатерина Андреева.
Ранее мы писали о том, что российские школьники взяли золото на олимпиаде в Австралии.