Многие родители предполагают, что умение дружить формируется у детей естественным образом, подобно тому, как растет организм или развивается речь. Однако социальные навыки требуют не меньше усилий, чем обучение чтению и езде на велосипеде, рассказала психолог «Онлайн-школы №1» Кира Гольдштейн для «МК в Хакасии».
Не всегда ребенок легко и безошибочно осваивает искусство общения. Иногда дружба завязывается сложно, болезненно, что нуждается в поддержке.
Когда родители замечают, что их малыш проводит много времени в одиночестве, переживает из-за отсутствия друзей, у них возникает естественное желание вмешаться. Но здесь необходимо соблюдать баланс. Давление или попытка организовать дружбу часто приводят к обратному эффекту. Для детей это может стать унижением, ощущением своей неполноценности и отдалением от налаживания контактов.
Вместе с этим полное невмешательство тоже не всегда оправдано. Некоторым ребятам действительно нужна поддержка, но они не могут ее попросить или осознать свою трудность. Взрослым важно быть внимательными и чуткими: не брать на себя его решения, но оставаться рядом и давать опору.
Помочь ребенку можно через ненавязчивое общение. Легко беседовать о школьной жизни и занятиях в секции. Важно задавать открытые вопросы: «Кто тебе сегодня понравился?», «Что было интересного?», «С кем тебе было комфортно?», чтобы он свободно рассказал о своих чувствах.
Поддержать социальные навыки можно и через игру. Моделирование разных ситуаций, разыгрывание сценок знакомства, обсуждение способов проявить инициативу или справиться с отказом — все это формирует уверенность в силах. Дети наблюдают за взрослыми и учатся открытому общению и способности дружить.
Иногда можно сделать условия для коммуникации, например, пригласить домой одноклассников, предложить вместе поучаствовать в кружках и мероприятиях, где дети смогут найти общие интересы.
Важно признавать и уважать чувства ребенка. Если он испытывает боль, разочарование или одиночество, задача родителя — не обесценивать эти переживания («пустяки, ерунда, найдешь себе друзей потом»), а признавать их реальность: «Я вижу, тебе сейчас непросто», «Бывает, что дружба не складывается сразу — это нормально». Поддержка в переживании эмоций важна не меньше, чем практические советы.
Не каждый ребенок стремится к большому количеству друзей. Некоторые дети по темпераменту более замкнутые и предпочитают иметь одного-двух близких товарищей. Поэтому взрослым нужно фокусироваться не на количестве социальных связей, а на их качестве и на внутреннем благополучии малыша.
В некоторых случаях ребенок длительное время избегает общения, проявляет признаки тревожности, замкнутости и эмоциональных всплесков. В этих случаях лучше обратиться к специалисту, ведь сложности могут быть связаны с особенностями эмоционального или когнитивного развития, а профессиональная помощь поможет найти правильный подход.
Ранее мы писали, что причинами частых «болезней» детей может стать стресс и недостаток внимания.