Каждый учитель сталкивается с грубостью учеников и агрессивной реакцией на замечания. О том, в чем причина такого поведения и как на него реагировать, рассказала врач психотерапевт высшей категории, детский психолог, кандидат медицинских наук Ирина Иванова для «МК в Хакасии».
Агрессия считается базовой потребностью. Она нужна для выживания, познания окружающего мира, отстаивания собственных границ, удовлетворения потребностей и привлечения внимания. Однако чрезмерная агрессивность является отчаянием ребенка, который ищет помощи и поддержки.
Если жалобы от учителей и одноклассников стали периодическими, то родителям необходимо обратить внимание на этот красный сигнал. Сначала психолог советует разобраться, что провоцирует ребенка такому поведению.
Школьник может проявлять агрессию из-за сильной усталости, болезни, обид, унижения, нарушения личных границ, травматической ситуации, недовольства или недостатка внимания. Причин подобного поведения существует множество.
Если у ребенка возбудимый тип нервной деятельности, взрослым нужно выстроить его режим дня, найти место для физической активности и свободного времени, а также научить навыкам саморегуляции, чтобы вовремя выплескивать напряжение и сдерживаться.
Когда ребенку в школе говорят «сиди тихо и спокойно», а дома - «не кричи», «не бегай», то он словно сжатая пружина. Однако в один момент она разожмется и выстрелит. В подобных случаях родителям с подростком лучше найти время для выплеска эмоций: побегать, покричать, побаловаться и не думать о «рамках».
Эксперт отметила, что у ребенка могут отсутствовать навыки выстраивания взаимодействия. Иногда он не знает слов, которыми хочет высказать свое недовольство, и вместо этого использует действие. Тогда взрослым необходимо научить его объясняться словами, можно дома проигрывать эти ситуации и подсказывать фразы для ответа.
Если в семье сложная эмоциональная атмосфера: противоречивые требования родителей, запреты, ограничения, наказания или недостаточное внимание, школьник накапливает напряжение и сбрасывает его в учебном заведении.
Взрослым лучше выделить время и провести его с детьми так, как хотят именно ребята. Также можно обсудить с подростком дела и хвалить за успехи.
Когда примеры агрессивного поведения поступают с телеэкрана или других средств массовой информации, можно включить родительский контроль и позволить потреблять только подходящую по возрасту и смыслу информацию.
При частых жалобах на агрессию родители не верят, что их ребенок способен так себя вести и отправляются на разборки в школу. Это может привести к еще худшему поведению детей.
Психолог советует поговорить с ним по душам, определить причины грубости и найти способы ее устранения. Если взрослые не в силах это сделать, то можно обратиться к специалистам.
Ранее мы писали, что педагог Филиппова предложила игнорировать мат, произнесенный малышами.