В Хакасии специалисты СГК проверяют сварочные швы на трубах тепломагистрали, которая подключит Черногорск к Абаканской ТЭЦ. Трубы проверяют с помощью мобильного дефектоскопа и специалиста, который умеет «слышать» пустоты.
На сегодняшний день на разных участках тепломагистрали в Черногорске сварено 1043 шва. Контроль проходит каждый сварочный стык, потому что после запуска, трубопровод будет нести серьезную круглосуточную нагрузку.
Сначала сварные соединения проверяют визуально, после этого проводят проверку ультразвуком.
Такой способ проверки является одним из самых эффективных неразрушающих методов контроля, при котором часть трубы не нужно отделять и везти в лабораторию.
Если трубы широкие, то дефектоскопист может осмотреть сварной шов не только снаружи, но и внутри.Ежедневно проверку проходят до 30 сварных швов. Брака специалисты не обнаружили.
В основе метода проверки — колебания волн. Чтобы «услышать» дефекты, специалист направляет в него ультразвуковые волны, которые по-разному отражаются от разных поверхностей. Если шов не имеет изъянов, то волны проходят сквозь него без помех. Если дефекты есть, например полости, наполненные газом, то дефектоскоп выстроит особый график, по которому будет понятно, что шов выполнен некачественно.
Разные изъяны отражают волны по-разному, специалист должен расшифровать сигнал и понять, в чем проблема. Забракованный шов обязательно переделывают и снова проверяют