С 11 по 14 июля в соседнем с Хакасией Красноярском крае состоялся Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири». Его посетителям удалось не только насладиться музыкой и вкусной едой, но и больше узнать о северных малочисленных народах нашей страны.
В Этнодеревне фестиваля расположилась площадка полуострова Таймыр, на которой все желающие смогли пообщаться с представителями разных этносов, познакомиться с традиционными костюмами, жилищем и едой, научиться вырезать из рога оленя и поучаствовать в обрядах.
Шушенскую землю посетила делегация из восьми человек: резчик Арктического центра культуры Филипп Фальков и методист Наталья Монго, художник-мастер резьбы по кости Таймырского Дома народного творчества Алексей Чунанчар, сотрудник Центра народного творчества и культурных инициатив с.п. Караул Владислав Вэнго. А также артист, солист северной хореографии Антон Лаптуков, мастер декоративно-прикладных искусств Светлана Третьякова, член молодежной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края Юлия Амагщаева и директор Арктического центра культуры Айзада Мамбеткеримова.
«Мы приехали на действительно прекрасный фестиваль. Здесь представляем выставку, изделия из рога кости оленя и бивня мамонта, проводим мастер-классы по декоративно-прикладному искусству и резьбе по рогу оленя. Представляем традиционное жилище коренных народов Таймыра – чум, где проходит презентация быта, культуры наших пяти этносов. Также есть детский чум. На «МИР Сибири приезжаем уже больше 10 лет, а как учреждение принимаем участие третий раз», - рассказала Айзада Мамбеткеримова.
Немного о Таймыре
Таймыр является крупнейшим полуостровом в России, самой северной материковой частью Евразии и самым большим на Земле единым и нетронутым уголком тундры. Там живут пять этносов: ненцы, долганы, эвенки, нганасаны и энцы, которые вместе составляют меньше пяти тысяч человек населения.
Регион полностью находится за полярным кругом, а добраться до него можно только по воздуху или по воде.
Несмотря на суровый климат люди населяют Таймыр уже 45 тысяч лет.
Истории разных этносов полуострова
Подробнее об истории некоторых этносов Таймыра рассказала представитель эвенкийского рода Елогир из поселка Хантайское озеро Ирина Тарасеева.
Долганы считаются относительно молодым народом, ему около 200 лет. Он состоит из трех наций: затундренные крестьяне, эвенки и якуты. Старый род Дунган пошел на Эвенкию, по пути смешался с якутами, которые дали им тюркскую языковую группу. А эвенки дали название этому народу.
Только у долган смешалась религия. Они и ходят в православную церковь, что заимствовали от крестьян, и верят в духов.
«Я могу по фамилии определить этносы Таймыра. Яптуней, Ядна - ненцы, Хукогир, Елогир, Чапагир – эвенки, а Турдагин, Нинонде – нганасаны. У долган – единственного северного народа, - славянские фамилии, которыми их наделили затундренные крестьяне: Кудрякова, Жаркова, Бархатова, Киргизова, плюс к этому древние имени: Степанида, Прасковья, Бронислав, Евдокия», - рассказала Ирина Тарасеева.
Всем пяти этносам Таймыра удалось не смешаться между собой. Эвенки уезжали на полгода через Плато Путорана за невестами.
Также эвенки единственный народ, который смог приручить оленей. Если видите человека на нем, то это эвенки. Он обязательно держит палку и находится в седле, набитом шерстью оленей.
Только у эвенков есть княжеский род – Гантимуровы. Его основатель был родственником китайского императора. Однако Гантимур перешел на сторону России и стал ее защищать от Китая.
Традиции, обряды и семейный быт народов
Традиционным жилищем для коренных народов является чум. Он был удобен тем, что легко разбирался и быстро собирался. Раньше летом его покрывали выделанной шкурой оленя, в современное время используют брезент. Зимой использовали утепленную шкуру животного, чтобы удержать тепло.
В середине жилища всегда у всех народов был очаг – самый главный элемент культуры. Она дает тепло, помогает готовить еду. К нему было самое бережное отношение. Когда люди приходили домой первую добычу, лакомый кусочек отдавали огню.
Также северные этносы поклонялись духам воды и леса. Это продолжают делать и в настоящее время.
У эвенков, как и у всех народов, был обычай сватовства. Родители жениха приезжали летом к невесте, когда будущие супруги еще совсем маленькие, и просили у сватов разрешение на замужество. При согласии, мальчик с девочкой с детства начинали дружить.
Семьи вместе приезжали на стойбище и кочевали, чтобы малыши всегда были рядом. Когда они взрослели, то женились.
Жениху надо было вносить калым за невесту, по-эвенкийски – тори. Его платили оленями, можно было договориться от пяти до 100 животных. Если эвенк бедный, но он был трудолюбивым, хорошим охотником и рыбаком, тогда родители невесты брали его на стойбище, где около двух лет у них работал.
После того как женщина вышла замуж, она становилась матерью. Перед родами обязательно ставили отдельный чум, в котором не живет вся семья. Роды принимали не сами родители, а приглашали из соседнего стойбища бабашку или старейшину, чтобы опытный человек мог принять у женщины ребенка.
После появления малыша на свет новоиспеченная мама находилась в отдельном чуме три дня. Затем она с малышом приходила в общее жилище, где ее ждал муж.
Целый месяц ребенку обязательно мазали лоб сажей от сглаза. Рождение мальчика для эвенков было настоящее счастье, потому что он являлся продолжателем рода. К нему по-особенному относились, по-другому воспитывали. Девочками занимались мамы, а мальчиками – папы.
Когда рождался мальчик, в люльку клали маленькие луки или ножичек, чтобы он был удачливым охотником. А при появлении девочки, делали маленькие деревянные игольницу, иголочки или ножницы, чтобы она была хорошей мастерицей.
После 12 часов ночи детям нельзя было шуметь, громко смеяться и разговаривать, так как в это время царствуют злые духи, способные наслать болезни.
Священными животными были гагара и медведь. Лапку птицы в качестве оберега вышивали на одежде и изображали на украшениях. А хозяин леса считался особенным, потому что эвенки уверены, люди произошли от небесной девушки и медведя.
На шкуру хищника нельзя садиться, а когда его убивали из самозащиты на охоте, мужчины говорили: «Это не я», тем самым оправдывая себя.
Кроме того, особенным оберегом является солнышко – кумалан, которое изображают на ковриках, одежде и украшениях.
У эвенков нельзя надевать чужую одежду: ни папину, ни братьев, ни сестер, так как человек мог забрать силу и удачу.
В лесу часто можно было встретить священные деревья с повязанными ленточками, которые никогда нельзя трогать.
Северные народы проводят обряды очищения, чтобы защитить себя от злых духов, избавиться от болезней или сглаза. Эвенки Таймыра обкуривали человека можжевельником, а этот же этнос из Эвенкийского района и ненцы – багульником. А долганы из-за близкого расположения к морю Лаптевых – янтарем.
Особенности традиционной одежды
Нганасанская мужская детская парка. Нганасаны – самый древний этнос на Таймыре, они заселили территорию полуострова больше шести тысяч лет назад. Это единственный народ, который живет только на Таймыре со времен мамонтов. Сейчас их осталось всего 750 человек. Вся традиционна одежда коренных этносов Таймыра изготавливалась из шкуры северного оленя. Для летнего костюма вручную выделывали кожу до мягкого состояния, в зимний период парка выглядела также только мехом во внутрь. Края оторачивались либо мехом оленя, либо собачьим.
У всех пяти этносов Таймыра своя цветовая гамма костюмов. У нганасан – красный, означающий священный огонь или первое солнце, черный – полярную ночь или болезни и белый – зимние просторы.
Парка для нганасан – своего рода паспорт. Спереди изображали пути, которые преодолел человек, на спине – количество животных в хозяйстве, а под капюшоном – количество детей.
Женский эвенкийский костюм. Сейчас для него используют современные материалы. Характерная черта эвенкийского костюма – нагрудник, который служил как оберег. Основа костюма бежевого цвета – выделанная шкура оленя до состояния замши.
Долганский мужской традиционный костюм. Основа одежды изготавливалась из черного сукна и декорировалась орнаментами, вышитыми из бисера. Из сукна костюмы начали делать относительно недавно с приходом на территорию русских. Долганы стали покупать у них материал и бисер в 17 веке. До этого вся одежда изготавливалась из шкуры оленя. Долган называют аристократами тундры за красивые костюмы.
Ненецкая мужская парка (малица). Этнос любит использовать яркие цвета в одежде. Длина одной из разновидностей парки доходит до пола. Ее делают из шкуры оленя. Они были такими, потому что ненцы первыми на Таймыре стали заниматься домашним оленеводством. На полуострове до сих пор живут семьи, продолжают это дело и ведут кочевой образ жизни. Они носят свой традиционный костюм, так как в суровых климатических условиях только такая одежда может сохранить тепло.
В апреле проводят традиционный праздник День оленевода, в рамках которого гости мероприятия могут увидеть гонки на олених упряжках.
Теплую одежду летом приходиться надевать из-за температуры воздуха. Днем в среднем она достигает +15, а ночью опускается до -10 градусов. Кроме того, одежда защищает от большого количества комаров и мошкары.
Любимая еда севера
Народы севера любили и продолжают любить рыбу. Ее ели и зимой, и летом. Раньше она спасала первопроходцев от заболеваний.
Особое внимание этносы уделяли строганине – стружке замороженной рыбы. Предпочтение отдавали чиру, нельме и муксуну. Однако сейчас муксун, осетр и омуль занесены в Красную книгу и их нельзя ловить.
«Мы вроде бы живем на реке, а напиться ею не можем», - подчеркнул представитель Таймыра.
Таймыр соединил в себе пять этносов, непохожих друг на друга. Несмотря на это их объединяет любовь к своему краю, природе и народу.
Ранее мы писали, что жители Хакасии смогли больше узнать о народах севера.