Чыл Пазы: в Хакасии празднуют весенний Новый год

Чыл Пазы: в Хакасии празднуют весенний Новый год
фото: МК в Хакасии

В республике начали праздновать хакасский Новый год – «Чыл Пазы». Его отмечают в день весеннего равноденствия. Сегодня уже состоялись мероприятия, которые организовал театр "Читiген". Алгысчы (благословитель, шаман) известный последователь хакасской традиционной культуры Александра Котожекова совершил древние сакральные обрядовые действия, которые символизируют благополучие и процветание в новом цикле мироздания.

А завтра, 23 марта, пройдет большой республиканский праздник на территории ипподрома. Гости смогут увидеть, театрализованное преставление, концерты, конкурсы, выставки, игры, спортивные состязания и сельскохозяйственную ярмарку.

Об особенностях Чыл Пазы рассказала режиссер массовых праздников отдела хакасской традиционной культуры Центра имени С.П. Кадышева, заслуженный работник культуры Антонина Тутатчикова.

С чего все начиналось

В этом году исполняется 30 лет с восстановления праздника. Впервые его провели 22 марта в 1994 году в сквере напротив Центра, коллектив которого организовал мероприятие на собственные средства. Также их поддержали сотрудники Краеведческого музея и разные организации. Для обряда купили ленточки – чалома, убрали территорию и сварили мясо, а всех, кто проходил мимо, приглашали на праздник.

Все традиции, связанные с Новым годом, «подняли» с описаний Игоря Кызласова в одной из его книг. Предположительно Игорь Леонидович взял их у Николая Катанова, потому что позже для обряда брали благословительные тексты с его записей, которые появились после экспедиций по Хакасии.

Провели обряды, создали новый благополучный мир в виде квадрата, когда связывались между собой четыре березы. Начинали с восточной стороны, благословляли окружающую природу: реку за то, что питает, горы – защищают от ветра, озера – помогают восстановить здоровье.

Затем переходили на южное дерево, западное и северное. И таким образом создавался квадрат благополучного, очищенного, освященного места, куда возвращались духи местности: земли, степи, тайги и т.д. Осенью природа закрывается, они покидают землю, а весной открываются створки небесных ворот, и небожители приходят обратно.

Также этот квадрат обозначал место проведения праздника, в котором необходимо правильно разместить объекты действия. На востоке располагался костер, сложенный конусом – чистый огонь, которым кормили и встречали духов. На северной стороне находилась береза, на которую вешали ленточки с пожеланиями на этот год. Каждый человек загадывал мечту и завязывал чалома без узелка, чтобы ветер смог освободить ее. Если ленточка улетела, тогда желание осуществилось. Затем всех участников торжества приглашали к столу на общую трапезу.

Связь обрядов с временами года

Праздники всегда были связаны с переходом из одного сезона в другой. Весна и осень, по мнению хакасов, - очень активные периоды в году. Зима стабильная: мороз, стужа, земля покрыта снегом и ничего не меняется. Летом также все постоянно. А весна и осень связаны с обновлением и приглашением духов на помощь.

Немного о названии праздника

У хакасов он называется Чыл Пазы – голова года, а в Турции – Йылбаши, что тоже переводится, как голова года. Немного меняются буквы, но смысл остается такой же.

Жителям республики известна поговорка: «Новый год пришел, голова змеи развернулась на новый виток». У народа это животное, свернувшееся кольцом, является символом времени.

Хакасы соблюдали солнечный календарь, а не лунный как многие народы. С переходом солнца от одного состояния в другое были связаны основные главные праздники годового цикла: Чыл Пазы (22 марта) – открывает, Ай Пазы (22 декабря) – закрывает. К ним народ готовился: убирал дома, усадьбы, чтобы именно через чистый порог перешагнул Новый год в жилище каждого человека и принес блага.

Сакральные дни празднования

Жители региона в Абакане проводят заключительное республиканское торжество, перед этим праздник отмечают сельсоветы и районы, потому что Новый год принадлежит всему населению Хакасии. В связи с этим, зачастую он не выпадает на 22 марта.

Раньше длительность торжества зависела от того, как люди пережили зиму, сколько сохранилось продуктов. Могли веселиться и три дня. Сейчас другая структура, республиканская столица ждет пока отпразднуют села и районы.

Фото: элементы культуры хакасского народа

К проведению праздника готовят Благословителя. Его окуривают, приводят в порядок одежду, потом дают айран, чтобы он белым напитком очистил свои уста. Только после этого Алгысчы имеет право произносить тексты. Ведь на праздниках говорят за весь народ, желают хорошего урожая, а духов просят помочь человеку в создании всех благ.

Праздничный стол хакасского народа

Обязательно на торжестве должны быть молочные, злаковые и мясные продукты. А что из этого сделают, зависит от людей. Сейчас на трапезу приносят даже колбасу и кондитерские изделия.

Затем каждый клал кусочек своего продукта в общую чашу. Людям не надо подходить к костру и кормить его лично. Благословитель от имени всех сжигает в огне еду и просит принять дар народа возвращающимся духам, чтобы небожители помогли в предстоящий сезон вырастить хороший урожай.

И еще немного об особенностях Чыл Пазы

Представители хакасского народа надевают на праздник традиционные костюмы. Проводят конкурсы сезонной одежды. На большое торжество районные коллективы приезжают с выставками на разные темы, которые меняются каждый год. Также устраивают театрализованные представления.

Фото: национальная одежда в миниатюре

Календарь 12-летнего животного цикла российские ученые доказывают, что авторами были хакасы, а не китайцы. Профессор Николай Кюнер в своей диссертации написал о том, как в 611 году, когда послы Древнего хакасского государства прибыли в Китай. Летописцы всегда записывали приемы. Они оставили на бумаге, как хакасы считают года. Для них это было удивительно в то время.

Китайцам понравился такой календарь, и они переняли его, но поменяли несколько животных. У жителей республики вместо обезьяны – год человека, вместо свиньи - журавль, а вместо дракона – ящерица.

Фото: календарь 12-летнего животного цикла

Также, как и у многих других народов, у хакасов есть свой волшебник. Его называют Белым Старцем (Убгэн). В современной версии появился Соох апчах от перевода Деда Мороза.

Ранее мы писали, что в Хакасии «Чыл пазы-2024» отпразднуют на шести площадках.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру